- Цветовая температура светодиода: теплый белый (warm white) против холодного белого (cool White)
- Художественное деление цвета, тонов и полутонов
- Взаимное влияние, как холодный и теплый оттенки меняют восприятие цвета
- Светлые и темные цвета
- Особенности построения температуры цветового ряда
- Цветовая температура
- Правильный подбор освещения, теплые и холодные полутона
Цветовая температура светодиода: теплый белый (warm white) против холодного белого (cool White)
Техника с использованием светодиодов находит всё большее применение в осветительных приборах, но всегда трудно сделать определенный выбор (онлайн), не видя продукт фактически. Выбирая продукт, наиболее часто возникает вопрос, который мы слышим больше всего: Какой цвет светодиода будет соответствовать моим требованиям лучше всего?
В прошлом типичным для светодиодов светом был близкий к синему (cool white), подобен люминесцентному освещению, которое Вы найдете в большинстве складов и магазинов.
Но, технологии меняются! Большинство продавцов и производителей предложат сегодня линейку светильников с “белым” светом, чтобы удовлетворить Ваши потребности, от очень теплого, к дневному свету, и к очень синему. В то время как один цвет светодиода может идеально подойти для Вашего бизнеса, другой цвет светодиода может быть более подходящим для домашнего освещения.
Все наши светодиоды предлагаются в двух главных цветах: теплый белый (warm white) и холодный белый (cool white).
Теплый Белый (warm white) LED имеет цветовую температуру 3200K и испускает свет, очень похожий на свет ламп накаливания, которые Вы найдете у себя дома. Этот свет светодиода — безусловно самый популярный свет для кухонь, поэтому если Вы думаете о холодном белом (cool white), просто подумайте об этом немного дольше.
Теплый Белый (warm white) хорош для:
Размещения под шкафами и освещения столешницы, на шкафах в качестве подсветки, внутренней подсветке шкафов, наружное освещение, освещение книжного шкафа, освещение ступеней и поездов.
Холодный белый (cool white) имеет цветовую температуру 6500K, что окрашивает свет светодиода “синеватым” оттенком, о чём мы писали ранее. Это подобно люминесцентному освещению и немного более яркое, чем теплый белый (warm white). Однако не путайте яркость с цветом! Даже самые слабые светодиоды обеспечивают достаточное освещение рабочего места
Холодный белый (cool white) хорош для:
Ювелирный кабинет, освещение витрины, освещение гаража, освещение семинара, центр развлечения, аварийное освещение, торговые и промышленные места, выставки…
Конечно, это — только рекомендации и не являются правилом.
Если у Вас есть какие-либо вопросы или сомнения, пожалуйста, свяжитесь с нами в info@leds-lux.ru.
Художественное деление цвета, тонов и полутонов
В изобразительном искусстве отнесение того или иного цвета к теплому или холодному в значительной мере основано на психологии восприятия человеком определенной цветовой композиции. Чаще всего человек делит цвета на основании степени комфорта от увиденного:
- Зима с ее серо-голубым небом, отсутствием зелени и обилием белого и серого всегда ассоциируется с холодом, соответственно синий, голубой, белый, фиолетовый попадают в холодную палитру;
- Летние цвета и оттенки всегда психологически связаны с ощущением тепла, а значит, все летние цветовые наборы будут отнесены к категории теплых;
- Существует также тактильное восприятие тепла, чем выше энергетическое давление цвета, тем более холодным оказывается его восприятие.
В диаграмме или таблице холодных и теплых цветов существует формальное деление на теплый и холодный спектр. На сегодня это наиболее распространенная и более понятная схема деления на холодные и теплые цвета.
Важно! Вместо сложного определения цветовой температуры проще и быстрее использовать систему формального разделения цветов различных оттенков, оформленную в виде круговой диаграммы.
На первый взгляд, такое деление слишком упрощает ситуацию, на самом деле это большой шаг вперед. Попробуйте объяснить любому продавцу красок, заказчику, дизайнеру, что в интерьере квартиры должны преобладать цвета с температурой в 8000оК. Полная чепуха, зато вполне можно найти общий язык, если использовать кодификацию цвета по названию или числовому индексу и делению на холодный и теплый. С ее помощью можно относительно точно перевести то, что мы видим или воспринимаем, как холод и тепло. То есть, по сути, получается аналог языка цвета.
Взаимное влияние, как холодный и теплый оттенки меняют восприятие цвета
В реальности ситуация несколько сложнее. В колориметрии, где в первую очередь используются точные определения, такие как длина волны и цветовая температура, диаграмма, приведенная выше, немного не вписывается в систему деления цветов на теплые и холодные.
Причин несоответствия всего две:
- Во-первых, каждый цвет может давать целую линейку оттенков, от теплых и нейтральных до глубоко холодных;
- Во-вторых, в восприятии человека не существует монохромного цвета, он всегда видит композицию из нескольких цветов и множества оттенков.
Для примера можно проанализировать зеленый цвет, проще всего это сделать с помощью диаграммы, приведенной ниже.
В центральной части диапазона зеленый остается абсолютно нейтральным, любое, даже самое незначительно смещение к желтому или голубому участку переводит его в категорию теплых или холодных.
При желании, таким же способом можно легко преобразовать любой цвет в более теплый или в более нейтральный. Если попытаться сделать коррекцию не с помощью родственного цветового диапазона, а использовать цвет из более удаленных секторов, то в результате получится очень сложный оттенок нейтрального типа. Такая система давно используется для самого упрощенного корректирования восприятия цвета. Можно использовать табличный вариант или круговой, не важно, принцип коррекции одинаков.
Взаимное влияние приводит к тому, что заведомо холодные цвета под воздействием теплых, присутствующих в композиции, могут смягчаться и становиться менее радикальными.
Например, ниже приведено фото интерьера комнаты в сине–оранжевых цветах.
Согласно диаграмме, наличие в интерьере оранжевого цвета заставляет синий меняться от нейтрального в сторону более теплого и более светлого оттенка.
Оранжевый цвет также меняется, но не так, как можно было бы ожидать в теории. Это единственный цвет, который всегда остается теплым. Причина кроется в том, что ближайшие его соседи, желтый и красный цвета всегда придают базовому колеру только теплые оттенки.
Поэтому оранжевым цветом можно смягчить большую часть синего декора, не прибегая к стандартному балансированию, когда требуется, чтобы в интерьере было одинаковое количество цветов одной температуры.
Светлые и темные цвета
На практике при комбинировании теплых и холодных оттенков, кроме диаграммы, необходимо учитывать баланс белого и черного. Белый цвет состоит из всех семи базовых, которые в свою очередь могут получиться комбинированием желтого, синего и красного. Если посмотреть на диаграмму, то становится очевидным, что каждый из синего, красного и желтого цветов равноудален от двух других. Оставшиеся четыре из семи базовых можно использовать наравне с другими оттенками, включая их теплые и холодные комбинации.
С повышением интенсивности любой цвет вырождается в холодный белый, а затемнение делает любой оттенок или полутон только слабее и теплее. Монохромные цвета теплеют при уменьшении интенсивности и холоднеют при ее увеличении.
Поэтому для регулирования теплоты палитры используется три способа:
- Добавление к базовому колеру небольшого количества соседнего оттенка в спектральном распределении. Чтобы изменить восприятие, достаточно сдвинуть шкалу всего на 2% длины;
- Оттенение объекта более холодным или горячим фоном. При этом граница между двумя цветовыми зонами визуально будет восприниматься, как более теплая, даже если в композиции преобладают «ледяные» оттенки;
- Изменение интенсивности цвета, если необходимо сделать общий план теплее, то просто снижают яркость освещения.
Все перечисленные варианты управления картинкой до этого момента подразумевали освещение объекта чистым белым светом, без каких-либо тонов. Но свет имеет свою теплоту или, точнее, температуру, яркость и цветовую чистоту.
Особенности построения температуры цветового ряда
Для того чтобы правильно оценить, насколько холодным в итоге получится интерьер, фасад здания, детали одежды или даже макияж лица, потребуется учесть характеристики света, падающего на объект. Хорошо известен эффект хамелеона, когда вещи при смене источника света, например, со светодиодной лампы на естественное освещение, заметно менялись, становились более холодными, или наоборот.
Цветовая температура
Обычные предметы, детали интерьера или одежды, проецируют на органы зрения человека отраженный свет, часть светового потока поглощается, а все, что осталось, попадает на сетчатку глаза. Яркий и теплый солнечный свет после освещения темно-синего насыщенного фасада вдруг становится холодным. Причина кроется в изменении структуры спектра. По сути, теплый свет представляет собой излучение белого цвета, в котором поглощена холодная часть спектра. С другой стороны, при повышении интенсивности свет, даже пропущенный через светофильтр любого колера, вырождается в поток холодного белого цвета.
Чтобы избежать путаницы в определении для источников света теплых и холодных оттенков цвета, используется понятие температуры.
На графике сделано условное сравнение плотности потока от температуры света для неба в различных условиях:
- Летнее безоблачное небо, теплый цвет низкой интенсивности, условная температура светового потока 8000оК;
- Облачное летнее небо, температура потока Т=6000оК, цвет серо-голубой;
- Цвет неба в летний полдень, голубой поток с температурой 5400оК;
- Багряное теплое небо в момент заката, температура потока Т=3400оК.
При различной плотности светового потока, а именно ее характеризует температура, человеческий глаз видит и различает теплый и холодный свет по-разному.
Получается, что, чем выше температура светового потока, тем более холодным будет казаться любой освещенный им предмет.
Поэтому, кроме присутствующих в цвете полутонов и оттенков, наличия фона с акцентом в холодную или теплую часть спектра, третьим фактором, определяющим теплоту изображения или интерьера, является температура источника света.
Таблица показывает, как сильно может повлиять на баланс пейзажа или интерьера определенный источник света. Например, фасад дома, окрашенный светло-голубой краской, в летний день будет выглядеть холодным белым, под облачным небом цвет перейдет в голубой. На закате стены дома станут теплее с серым оттенком, а под луной цвет превратится в холодный белый.
Правильный подбор освещения, теплые и холодные полутона
На практике задача распределение интенсивности света различной температуры для сложных композиций из полутора десятков цветов и сотен оттенков рассчитывается специальными программами, призванными сбалансировать изображение до состояния нейтрального.
Напрашивается вопрос, зачем так усложнять проблему цветов, если все решает правильный выбор композиции с поправкой на температуру источника света. На самом деле с помощью теплого и холодного цвета очень просто управлять вниманием зрителя.
Глаз человека устроен так, что независимо от условий освещенности и цветового наполнения, лучше всего он видит теплые цвета. Это легко объяснить. Из трех базовых цветов желтый и красный относят к теплым, и только один синий – к холодным. Разница в два раза. Вот почему мы неплохо видим в полумраке при освещении помещения красным светом и практически слепнем при подсветке фиолетовым или холодным синим.
Хорошим примером различного восприятия теплых и холодных цветов является экран современного монитора, в котором встроены как минимум 5-6 различных режимов, от ночных с низкой температурой свечения до офисных с максимальной интенсивностью подсветки.
Система цветов широко используется в фотографии, особенно в рекламе. Например, чтобы обратить внимание на новые модели осенней одежды, изображение помещают на белом холодном фоне. Если вещи неяркого зеленого, коричневого, медово-желтого цвета, то глаз воспринимает теплое пятно намного быстрее, чем, если это будет синий или фиолетовый предмет гардероба.
Теплые и холодные цвета являются главным инструментом привлечения внимания к изображениям продуктов питания. Если необходимо подчеркнуть свежесть фруктов, их сделают холодными и разместят на теплом фоне. Для гамбургера или курицы гриль ситуация прямо противоположная: желтые и коричневые цвета на белом фоне.
Аналогичным способом можно изменить черты лица на фотографии. Если для освещения выбран холодный свет с высокой температурой потока, лицо стареет, нейтральный – выглядит более реалистично.
Подобные технологии применяются и для оформления интерьера. Чтобы освежить интерьер в теплых тонах, можно не перетягивать ткань на диванах и стульях, а установить более высокотемпературные светодиодные лампы или заменить цветные обои белыми. Кроме того, чтобы сбалансировать общий фон, сделать его нейтральным, придется добавить в обстановку комнаты предметы мебели с нейтральными оттенками.