- Основная функция
- Принцип действия
- Классификация и отличия контакторов
- Особенности однофазного аппарата
- Модульный контактор КМ-40. Применение, устройство и схема подключения
- Расшифровка, схема подключения и технические данные КМ-40-11
- Конструкция и устройство модульного контактора КМ-40-11
- Принцип работы модульного контактора
- БЛОК КОНТРОЛЯ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ОТКЛЮЧЕНИЯ ЭПК КЛЮЧОМ КОН.
- Модульные контакторы назначение
- Основные составляющие контактора:
- Важные составляющие узлы:
- Принцип работы МК
- Работа построена следующим образом:
- Использование модульных контакторов
- Классификация модульных контакторов
- Существует два основных типа МК, отличающихся способом разрыва сети:
- Типы модульных контакторов
- Существуют следующие типы контакторов, которые имеют явные отличия:
- К примеру, прибор фирмы IEK (КМ хх х х АС/DC, где х — число) КМ20-20 АС:
- Пример маркировки МК переменного тока серии КТ
- Плюсы и минусы модульных контакторов
- Силовые контакторы
- Технические данные контакторов
- Технические данные контакторов ПКУ-1 и ПКУ-2
- Технические данные контакторов КМВ-104 и КМВ-105
- Электропоезда ЭР2 и ЭР2Р 9.70 MB 147 downloads
Основная функция
Во многих электрических цепях роль прибора, включающего и отключающего ток, выполняет именно модульный контактор. Для чего он нужен легко понять, если разобраться в его конструкции и механизме работы.
Это устройство, функционирующее за счёт постоянного либо переменного тока, имеет следующие составляющие элементы:
- Полюс. Состоит из подвижной пружины и контакта, принимающего на себя её давление. Отвечает за соединение и разъединение тока внутри электроцепи. Исключает опасное повышение температурных границ. Серебряное покрытие полюса, выполненное в виде напыления, обеспечивает его устойчивость к механическим повреждениям и продлевает срок службы.
- Электромагнитную катушку. Используется для создания электромагнитного поля, в котором вращаются подвижные элементы, заставляя замыкаться электрическую цепь.
- Группу вспомогательных контактов. Она включает в себя нормально открытые, нормально закрытые и перекидные контакты, которые выполняют роль индикации состояния контактора. Контактная система имеет временную выдержку.
Входящие в конструкцию МК детали образуют дугогасительную, контактную и электромагнитную систему, а также систему блок-контактов.
Механизм модульного контактора собран таким образом, что при необходимости он может быть легко дополнен контакторной приставкой, тепловым реле, датчиком времени, блокировочным оборудованием и другими функциональными приборами, используемыми в электрике.
Принцип действия
Универсальная схема позволяет успешно использовать МК в осветительном и автоматизированном инженерном оборудовании, отопительных насосах, вентиляции.
Работа модульного аппарата в любом устройстве осуществляется по определённому принципу:
- В момент включения напряжение начинает поступать на катушку.
- По мере насыщения катушки напряжением происходит сближение магнитного якоря и сердечника.
- Контакты начинают взаимодействовать (смыкаться или размыкаться).
- Включается реверсивный ход и начинается управление катушкой.
Если электрическая цепь внезапно обрывается из-за резких скачков напряжения, система гашения дуги не позволяет электроприбору выйти из строя, выполняя роль ограничителя тока.
Установка модульного контактора гарантирует следующие преимущества в работе систем:
- Бесшумность.
- Выпрямление переменного тока.
- Возможность использования при большой мощности.
- Устранение помех, отрицательно сказывающихся на работе электроприборов.
Прибор может быть размещён в электрическом распределительном щитке на DIN-рейке. В этом случае он будет являться эффективным инструментом для создания различных автоматических схем. Поскольку МК не выполняет функцию защиты электросети от замыканий и скачков напряжения, при его монтаже необходимо предусмотреть дополнительную установку автоматических выключателей либо плавких предохранителей.
Классификация и отличия контакторов
Модульные контакторы различаются по нескольким признакам.
К основным классифицирующим факторам относится:
- Тип цепи (главной и управляющей).
- Напряжение входящей катушки и основной цепи.
- Количество полюсов.
- Наличие или отсутствие дополнительных контактов.
При работе разных устройств может быть использован как постоянный, так и переменный ток. Контактор переменного типа имеет один или два полюса, его токовый диапазон ограничивается 630 Амперами. Пусковой ток электромотора с ротором короткозамкнутого типа утяжеляет процесс запуска.
Модульный аппарат, рассчитанный на постоянный ток, оснащается тремя полюсами, работает в диапазоне 100−1000 Ампер. Характеризуется более лёгким режимом запуска. Устройства переменного и постоянного типа хорошо взаимодействуют с электромагнитами соответствующего типа.
По принципу работы контакторы делятся на механические и электромагнитные, по способу размыкания электроцепи — на одинарные и сдвоенные. В одинарном МК, благодаря специальному электромагнитному устройству, происходит эффективное гашение дуги. Это свойство даёт возможность применять такие контакторы в сложных системах индукционных печей и железнодорожного оборудования. Сдвоенный прибор характеризуется двойным разрывом дуги, показывает эффективную работу в тяжёлых условиях.
Среди прочих разновидностей модульных контакторов выделяют такие устройства, как пускатель с автоматической системой, магнитный пускатель, магнитный контактор и промежуточное реле. Каждый из них имеет свои отличия и сферу использования.
Особенности однофазного аппарата
Стандартным устройством, функционирующим в электрической цепи переменного тока с частотой порядка 50−60 Гц и напряжением до 400 В, считается однофазный контактор. Его конструкция состоит из электромагнитной катушки, пружины, якоря и двух пар нормально открытых контактов.
При появлении напряжения через катушку начинает проходить ток, генерирующий электромагнитное поле. Сила, созданная в нём, способствует притяжению якоря и замыкающей контактов. Параллельно перемещению якоря начинается движение индикатора, подающего сигнал в момент соединения или размыкания контактов.
После того как однофазное напряжение снимается, магнитное поле нейтрализуется. Разъединившиеся контакты возвращаются в своё начальное положение за счёт действия пружины.
В процессе монтажа однофазный МК устанавливают на DIN-рейке таким образом, чтобы через него проходил ток. Для подключения используют кнопку и реле.
Активация кнопки Пуск запускает работу контактора, замыкающиеся контакты заставляют мотор вращаться. Нажатие на клавишу Стоп разрывает электрическую цепь, двигатель прекращает своё вращение.
По мере увеличения тока в статоре происходит нагрев элементов. Наличие теплового реле позволяет обеспечить их защиту от опасного перегрева. При нагревании до критической температуры происходит размыкание цепи и отключение устройства.
Установку и подключение модульного контактора следует осуществлять в строгом соответствии с мерами безопасности только при отсутствии напряжения в сети.
При этом следует использовать специальный блокирующий ключ, исключающий ошибочное включение. Если дугогасительные элементы в процессе монтажа будут сняты, следует избегать включения устройства. Это может спровоцировать короткое замыкание в цепи.
Модульный контактор КМ-40. Применение, устройство и схема подключения
Здравствуйте, уважаемые гости и читатели сайта «Заметки электрика».
В своих статьях по сборке различных электрических схем (схема пуска трехфазного двигателя, схема реверса трехфазного электродвигателя, схема реверса однофазного двигателя, простейшая схема АВР) я применял самые распространенные контакторы и пускатели типа ПМЕ, ПМЛ, КМИ и другие.
В данной статье я хочу рассказать Вам про контакторы модульного исполнения или другими словами, модульные контакторы, сокращенно КМ, которые также нашли широкое распространение, особенно, в жилом секторе.
Напомню, что по определению ГОСТа Р 50030.4.1-2002, п.2.1.1 контактор — это:
По способу воздействия силы, необходимой для замыкания контактов, контакторы делятся на:
- электромагнитные
- электропневматические
- пневматические
- запираемые
Модульные контакторы относятся к электромагнитным контакторам.
Какие же преимущества имеют модульные контакторы перед обычными контакторами?
Модульные контакторы стали очень востребованными устройствами, особенно при сборке квартирных щитов и различных систем автоматики: управление освещением, нагревательными установками, вентиляцией, насосами и т.п. В первую очередь это объясняется их конструкцией.
Контакторы модульного исполнения идеально вписываются с остальными модульными устройствами, установленными на DIN-рейке, при этом не нарушая эргономики пространства в щите.
Модульные контакторы более бесшумные и обладают меньшими вибрациями при работе по сравнению с обычными контакторами, что только положительно сказывается на их применении в местах с постоянным пребыванием людей: квартиры, больницы, офисы, учебные заведения и т.п.
Сравните уровень шума и вибраций при включении обычных и модульных контакторов, посмотрев данный видеоролик.
(видео будет добавлено в ближайшее время)
Под руку мне попался двухполюсный модульный контактор КМ-40-11 от EKF, на примере которого мы и рассмотрим его конструкцию, устройство и схему подключения.
Расшифровка, схема подключения и технические данные КМ-40-11
Структура условного обозначения КМ-40-11:
- КМ — контактор модульный
- 40 — номинальный ток, А
- 11 — количество и тип контактов (есть следующие исполнения: 11, 20, 31 и 40, см. таблицу ниже)
Модульные контакторы КМ от EKF выпускаются на номинальные токи от 16 до 63 (А). Вот их стандартный ряд значений: 16, 20, 25, 40, 50 и 63 (А).
Вот таблица модульных контакторов всех типов от EKF. Красным я выделил рассматриваемый в данной статье КМ-40-11.
Контактор КМ-40-11 является двухполюсным и имеет 2 силовых контакта: 1NO (нормально-открытый) с обозначением (1-2) и 1NC (нормально-закрытый) с обозначением (R3-R4).
Схема подключения модульного контактора КМ-40-11 изображена на его лицевой стороне:
- +А1 и -А2 — это выводы катушки
- (1-2) — 1NO (нормально-открытый) силовой контакт
- (R3-R4) — 1NC (нормально-закрытый) силовой контакт
Внимание! В указанной на корпусе схеме имеется несоответствие.
Нормально-открытый контакт 1NO (1-2) расположен справа, а нормально-закрытый контакт 1NC (R3-R4) — слева. На схеме же указано наоборот. Перед подключением контактора я машинально решил проверить исправность его контактов, а в итоге обнаружил такое несоответствие — вот тому подтверждение.
Позже, разобрав контактор, я вновь убедился в этом. Видимо, при сборке контактора перепутали расположение мостиковых контактов и собрали их не в соответствие со схемой. Так что будьте бдительны и проверяйте все электротехнические изделия на соответствие указанных схем. Сделать это не сложно и не долго, применив обычный цифровой мультиметр или «аркашку».
К изучению (для новичков): подробное руководство пользования цифровым мультиметром.
Помимо схемы подключения, на лицевой стороне контактора указаны его основные характеристики:
- номинальное рабочее напряжение 230 (В)
- номинальный ток контактов 40 (А)
- АС-1: 8,4 (кВт)
- АС-3: 3,7 (кВт)
Что означают аббревиатуры АС-1 и АС-3?
Например, если с помощью контактора КМ-40-11 управлять неиндуктивной или слабоиндуктивной однофазной нагрузкой (категория применения АС-1 и АС-7а), например, лампами накаливания, люминесцентными или светодиодными лампами, то их максимальная мощность при напряжении 230 (В) не должна превышать 8,4 (кВт) или 40 (А).
Если же в качестве нагрузки будет однофазный электродвигатель с короткозамкнутым ротором или бытовой вентилятор (категория применения АС-3 и АС-7b), то его максимальная мощность не должна превышать 3,7 (кВт) или 22 (А).
Ниже я разместил таблицу мощностей и токов нагрузок контакторов КМ от EKF всех типов в зависимости от категории применения. Красными прямоугольниками я выделил рассматриваемый в данной статье КМ-40-11.
Остальные технические характеристики указаны в руководстве по эксплуатации, знакомьтесь:
- выдерживаемое импульсное напряжение 6 (кВ)
- напряжение срабатывания 195-253 (В)
- напряжение возврата 46-172 (В)
- пусковой ток катушки 30 (мА) для КМ-16 и КМ-20; 60 (мА) для КМ-25, КМ-32 и КМ-40; 95 (мА) для КМ-50 и КМ-63
- рабочий ток (ток удержания) катушки 18 (мА) для КМ-16 и КМ-20; 12 (мА) для всех остальных типов
- мощность, потребляемая катушкой не более 5 (Вт)
- скорость замыкания контактов 20 (мс)
- скорость размыкания контактов 30 (мс)
- рабочее положение — вертикальное
- режим работы — продолжительный
- механическая износостойкость — 1 млн. циклов
- электрическая износостойкость — 150 тыс. циклов
- температура эксплуатации от -25°С до +45°С
- степень защиты — IP20
В руководстве было указано, что напряжение катушки контактора составляет 220-240 (В) переменного тока. Я уже встречался с некоторыми типами модульных контакторов, у которых катушка могла работать, как от переменного напряжения, так и от постоянного — питание катушки у них осуществлялось через выпрямительный мост.
Вот меня и смутило то, что на схеме КМ-40-11 была указана полярность выводов катушки +А1 и -А2.
Я решил проверить это, разобрав контактор. Забегу немного вперед и скажу, что визуально в конструкции контактора я не увидел выпрямительного моста, но при подключении к катушке постоянного напряжения =220 (В) контактор успешно срабатывал, причем даже гораздо лучше, чем от переменного — с меньшим шумом и вибрацией.
Заодно я решил измерить (на всякий случай) омическое сопротивление катушки. Оно составило 1296 (Ом).
Таблица сечений присоединительных проводов для катушки и силовых контактов.
Конструкция и устройство модульного контактора КМ-40-11
Модульный контактор устанавливается только на стандартную DIN-рейку с размером 35 (мм).
Его установка и снятие осуществляется с помощью фиксирующей защелки.
Габаритные размеры контакторов КМ от EKF, в зависимости от количества модулей, указаны в таблице ниже:
Обратите внимание, что на лицевой части контактора имеется индикатор его состояния в виде стеклянного окошечка с красным флажком. Если в окошечке появится красный флажок, то это символизирует о том, что контактор включен.
Для нанесения диспетчерского наименования (маркировки) контактора на нем предусмотрена специальная площадка с прозрачной крышкой.
Чтобы наглядно увидеть конструкцию модульного контактора, нужно его разобрать, что я сейчас и сделаю.
С помощью тоненькой отвертки вскроем 3 защелки и снимем верхнюю часть корпуса.
Откроется доступ к катушке и магнитной системе.
В верхней части находится неподвижный магнитопровод (сердечник), установленный на силиконовых амортизаторах, которые подавляют (уменьшают) уровень шума при срабатывании контактора.
Неподвижная часть магнитопровода легко снимается вверх.
Неподвижный магнитопровод набран из листов электротехнической стали (из холоднокатаной или горячекатаной — точно определить не могу), изолированных друг от друга, для уменьшения вихревых токов в «железе». Это отчетливо видно на фотографии. Также на нем размещены два короткозамкнутых кольца, которые уменьшают вибрации при срабатывании контактора.
Соединение неподвижной и подвижной частей магнитопровода имеет гладкую отшлифованную поверхность.
Если по каким-то причинам в этом месте образуется грязь или ржавчина, то контактор при включенном положении будет сильно гудеть.
Планирую в ближайшее время написать подробную статью о частых неисправностях в контакторах, встречающихся на моей практике.
Затем нужно снять винтовые зажимы выводов катушки и силовых контактов. У катушки они просто снимаются вверх, а у контактов сначала их нужно слегка раскрутить и потом уже снять.
После этого нужно вытащить из направляющих силовые неподвижные контакты.
Они изготовлены из меди или медного сплава.
Теперь можно снять подвижную часть магнитопровода в сборе с катушкой, подвижной контактной системой (траверсой) и системой рычагов для индикации состояния (красный флажок).
Возвратная противодействующая пружина находится в центре катушки и возвращает подвижные контакты в исходное положение при отключении катушки от напряжения.
У контактора КМ-40-11 применяются мостиковые контакты, которые обеспечивают разрыв с двух сторон. Контакты выполнены из серебросодержащего материала, что увеличивает их электрическую износоустойчивость и срок эксплуатации, уменьшает переходное сопротивление.
Фотография, практически полностью, разобранного модульного контактора КМ-40-11 от EKF.
Принцип работы модульного контактора
Зная устройство модульного контактора, рассмотрим принцип его работы, не вникая в недры теории электромагнетизма.
При подаче переменного напряжения 220 (В) на катушку контактора по ней начинает протекать электрический ток, который создает магнитный поток. Силовые магнитные линии замыкаются через подвижный сердечник, неподвижный сердечник и воздушный зазор между ними. В этот момент подвижный сердечник намагничивается и притягивается к неподвижному сердечнику, тем самым замыкая или размыкая контакты контактора.
При снятии напряжения с катушки, возвратная (противодействующая) пружина возвращает подвижную часть магнитопровода в исходное положение, тем самым возвращая контакты в исходное состояние.
В начале статьи я говорил, что контактор срабатывал при подключении к катушке, как переменного, так и постоянного напряжения 220 (В).
О принципе работы модульного контактора и его разборке смотрите в этом видеоролике:
Дополнение: у рассматриваемого модульного контактора КМ-40-11 я нашел небольшой недостаток — у него нет возможности добавить дополнительные контакты, в отличие от того же модульного контактора ABB ESB 24-40 с дополнительной приставкой ЕН 04-11. А ведь иногда это бывает так необходимо.
Прошу производителей рассмотреть данный факт и принять меры по реализации этой идеи.
P.S. На этом все. Спасибо за внимание. С уважением, Дмитрий, автор сайта «Заметки электрика».
Если статья была Вам полезна, то поделитесь ей со своими друзьями:
БЛОК КОНТРОЛЯ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ОТКЛЮЧЕНИЯ ЭПК КЛЮЧОМ КОН.
Блок КОН предназначен для предотвращения самовольного отключения ЭПК, оборудованных АЛСН с дополнительными устройствами или системой КЛУБ. Он состоит из электронного блока и электропневматического вентиля ЭПВ 120, который трубопроводом соединяется с полостью над срывным клапаном ЭПК. Блок выпускается в исполнениях: с электронной платой и без нее. Если локомотив
платы, а если оборудован АЛСН, то с электронной платой. При нормальной работе устройств АЛСН (КЛУБ) при внезапном включении «К» или «КЖ» на локомотивном светофоре и скорости движения выше допустимой, машинист должен кратковременно на 5-6 сек. выключить ключом ЭПК и принять меры для снижения скорости ниже допустимой. Если машинист правильно выполняет требования, то КОН в работу не вмешивается. Если машинист не принял меры к снижению скорости, а давление в ТЦ отсутствует или менее 0,7 кг/см кВ. и выключил ключом устройства АЛСН более чем на 10 сек., то блок КОН подает питание на ЭПВ и включает экстренное торможение без выдержки времени и свистка ЭПК. Включение и выключение устройств АЛСН (КЛУБ) при наличии блока КОН возможно только на стоянке, в противном случае через 7-10 сек. произойдет срыв ЭПК без свистка.
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ БДИТЕЛЬНОСТИ МАШИНИСТА (УКБМ).
Назначение и конструкция.
УКБМ предназначено для проверки бдительности машиниста. Блок имеет корпус, на передней панели которого два тумблера:
1-й тумблер – включено и выключено.
2-й тумблер – Н и ТЕСТ.
С помощью этих тумблеров УКБМ включается в работу и проверяется работоспособность. При монтаже на локомотив устанавливается:
— педаль бдительности, которая дублирует РБ.
— две лампы ПСС на пульте управления.
— переключатель яркости горения ламп ПСС.
— лампа пропуска ПСС на пульте управления машиниста.
— кнопка Сброс/Устан. КЖ.
Система УКБМ обеспечивает нормальную работу локомотива при следовании из любой кабины.
Пользование системой в пути следования.
При периодических проверках бдительности машинист подтверждает свою бдительность нажатием РБ (ПБ) по световым сигналам. Интервал между проверками при желтом, желтым с красным, красным и одновременно горящих белом и желтом с красным огнях локомотивного светофора 20-30 сек., при белом огне 70-90 сек. (после одновременного нажатия РБ и ВК), при зеленом огне 90-120 сек.
При пропуске светового сигнала нажимать РБ на звуковой сигнал ЭПК, при желтом, белом, красном и зеленом огнях локомотивного светофора. При вторичном пропуске светового сигнала на этих огнях или однократном пропуске светового сигнала при желтом с красным и одновременно горящих белом и желтом с красным необходимо встать и нажать РБС для предотвращения срыва ЭПК не позднее 6 сек. Информация о пропуске подается с загоранием лампы «пропуск».
При остановке у запрещающего сигнала реверсивную рукоятку перевести в нейтральное положение или выключить тумблер «движение».
Одновременно горящие огни локомотивного светофора белый и желтый с красным включаются автоматически после желтого огня и отсутствия кодирования (например, при приеме поезда на боковой путь). Данные огни предупреждают, что путевой светофор, к которому приближается поезд, может быть закрыт.
Кнопкой » сброс/устан. КЖ» при белом огне локомотивного светофора включить дополнительно сигнал желтого с красным:
— при ожидании отправления с некодированных путей станции.
— при проследовании напольного светофора, предупреждающего о закрытом положении следующего светофора.
При одновременно горящих на локомотивном светофоре белого и желтом с красным огнях кнопкой сброс/уст. КЖ погасить желтый с красным:
— в момент перед отправлением с некодированного пути после получения разрешения на отправление до перевода реверсивной рукоятки.
— при переходе на маневровую работу.
— при следовании по некодированному пути без остановки, убедившись в открытии выходного светофора.
— при проследовании на некодированном пути светофора, предупреждающего, что следующий светофор открыт.
При необходимости начать движение при КЖ реверсивную рукоятку перевести вперед (включить «движение»), начавшийся свисток ЭПК прекратить нажатием кнопки сброс/уст. КЖ.
Машинисту разрешается:
— отменять проверку бдительности на стоянке при смене огней путем перевода реверсивной рукоятки в нейтральное положение.
— при маневровых передвижениях выключать УКБМ в положение «выключено» и «тест».
В связи с отсутствием в устройствах УКБМ переключателя «с АЛС», «без АЛС» переключение режима проверки бдительности выполняется:
— при подъезде к предупредительному сигналу, независимо от его показания, кратковременно нажать кнопку сброс/уст. КЖ и при одновременно горящих белом и желтом с кранным огнях локомотивного светофора следовать с проверкой бдительности 20-30 сек. до выходного светофора.
— после проследования выходного светофора кратковременно нажать кнопку сброс/уст. КЖ.
В случае нарушения нормальной работы УКБМ машинист должен:
— выключить систему ключом ЭПК.
— установить реверсивную рукоятку в нейтраль.
— вновь включить АЛСН.
— нажать РБ.
— установить реверсивную рукоятку в рабочее положение.
Если система заработала – продолжить движение. Если не заработала – выключить УКБМ (А1 и А2), включить АЛСН и ехать до депо с проверкой бдительности 20-30 сек. с записью с ТУ 152, где неисправность должна быть устранена.
Дата добавления: 2016-02-24; просмотров: 1179;
Для коммутации некоторых электрических приспособлений применяют коммутационные механизмы, работающие с помощью электромагнитного привода и дистанционного управления. Эти компактные электрические приборы называются модульные контакторы (МК).
Модульные контакторы назначение
МК являются электрическими аппаратами, используемыми для связки переменного либо постоянного тока. МК устанавливают на динрейку и в зависимости от модели его можно дополнить какими-либо необходимыми аксессуарами. Так как в функции этих приборов не входит защита электроцепи от короткого замыкания или перегрузки, то её надлежит модернизировать, оборудовав плавкими предохранителями либо автоматическими выключателями.
Благодаря достаточно гибкой конструкции МК, их можно изменять, внедряя контакторные приставки, датчики времени, тепловым реле, блокировочные устройства и прочее оборудования управляющее электрическими проводниками. К примеру, при использовании пуска электродвигателей, цепь оснащают теплореле. С помощью реле выполняется отменная защита двигателя от перегрузки.
Основные составляющие контактора:
- Полюс. Эта часть прибора осуществляет замыкание и размыкание тока в цепи. Обеспечивает беспрерывную работу без опасного повышения температурных границ. Полюс имеет подвижную часть, на которой располагается пружина, и неподвижные контакты, которые принимают давление пружины. Элемент покрыт серебряным напылением для увеличения срока службы и механической прочности.
- Катушка. Этот элемент создаёт электромагнитное поле. Именно в нём осуществляет свои движения подвижная часть прибора, благодаря чему происходит замыкание электрической цепи.
- Дополнительные контакторы. Эта группа элементов предназначена для индикации состояния МК, блокирования контактов, а также самоблокировки и взаимной блокировки. Контактная система оснащена выдержкой времени. Контакты бывают разных модификаций:
• нормально открытые;
• нормально закрытые;
• перекидные контакты.
Важные составляющие узлы:
- Электромагнитный механизм.
- Дугогасительная система.
- Контактная система.
- Система вспомогательных контактов (блок-контактов).
Принцип работы МК
Работа МК базируется на замыкании (под действием магнитного поля) рабочих контактов.
Работа построена следующим образом:
- Напряжение на катушку прибора подаётся сразу после его включения.
- Чем больше насыщается катушка напряжением, тем сильнее прижимается магнитный якорь к сердечнику.
- Контакты начинают размыкаться либо замыкаться в зависимости от начального состояния аппарата.
- Вспомогательные контакты включают реверсивный ход и управляют катушкой.
- Система гашения дуги выполняет функции токоограничителя при скачках напряжения и внезапном обрывании электрической цепи.
Использование модульных контакторов
МК широко применяют в домашней электропроводке. Их можно использовать для создания автоматического включения (выключения) электрических конвекторов в квартире либо доме при достижении указанной температуры в помещении. Это осуществляется посредством того, что на цепь питания электрообогревателей контакторы подают напряжение после того, как получают сигнал от реле температуры.
С помощью МК выполняется схема автоматического регулирования системой кондиционирования, осветительными устройствами, насосом скважины и пр. системами. Модульными контакторами обеспечивают автоматическое включение резерва (АВР) электроснабжения частного дома и квартиры.
С МК можно собирать традиционную и реверсивную схему регулирования электродвигателей. Традиционная схема представляет управление запуском и остановкой двигателя, а путём реверсивной изменяют направление вращения двигателя.
Добавочные контактные пары в МК разрешают эксплуатировать эти устройства вместе с другими приборами. Это позволяет наладить подачу сигнала из одного контактора на другой. Также благодаря контактным парам собирается схема сигнализации режима работы МК.
Чаще всего МК применяют для управления, а также коммутации разнообразных приводов и устройств (вентиляционного, обогревательного, осветительного и др.).
Классификация модульных контакторов
Существует целое изобилие модульных контакторов, которые различают по типу работы, техническим характеристикам, области использования, износостойкости, количеству полюсов, силе тока и прочих нюансах конструктивного исполнения.
По типу работы можно выделяют механические и электромагнитные приборы. Ныне большой популярностью пользуются электромагнитные МК. Они преобладают положительными моментами над прочими коммутационными устройствами, благодаря чему широко применяются в быту. К достоинствам электромагнитных аппаратов относится их бесшумность в работе, устойчивость к сильным вибрациям. Причём сами приборы не создают вибрации при переключении режимов.
Модульные контакторы бывают однофазные и двухфазные, ещё могут иметь от 1 до 4 полюсов. Поэтому выделяют одно-, двух-, трёх-, четырехполюсные контакторы. Приборы также различают по наличию дополнительных контактов. Ведь некоторые модели контакторов имеют вспомогательные контакты, а другие нет. Отличия есть и по роду тока, при этом выделяют МК постоянного и переменного тока.
Модульные контакторы предназначенные для коммутации цепи постоянного тока выпускаются в основном одно- и двухполюсные на силу тока 80-630 А и на максимальное напряжение равное 440 В. Трехполюсные приборы с током от 63 до 1000 А и замыкающими главными контактами используются для цепей переменного тока. Отличием этих двух контакторов является наличие дребезга контактов в устройствах переменного тока при включении, что вызывает сильный износ контактов. Это явный изъян данного типа аппаратов.
МК состоят из контактной системы и дугогасительной. Дугогасительная система представляет своеобразный ограничитель при разрыве электрической цепи.
Существует два основных типа МК, отличающихся способом разрыва сети:
- Одинарные. Этот тип модульных приборов содержит электромагнитное устройство, которое эффективно осуществляет гашение дуги. Это МК постоянного тока, они предназначенные для сложных работ. Активно применяются в индукционных печах и железнодорожном оборудовании.
- Сдвоенные. Этот тип МК эксплуатируется в тяжёлых условиях работ. Отличается от одинарных устройств — двойным разрывом дуги.
Типы модульных контакторов
Существуют следующие типы контакторов, которые имеют явные отличия:
- Пускатель. Эти приборы считаются улучшенным типом контакторов, содержат следующие элементы:
• вспомогательная контактная группа;
• тепловое реле;
• автоматическую систему для пуска электродвигателя. - Автоматическая система бывает разных видов:
• реверсивная;
• нереверсивная;
• с переключением обмоток;
• без переключения обмоток. - Магнитный пускатель. Этот прибор представляет трёхполюсный контактор переменного тока. Оборудован МК двумя тепловыми реле, усовершенствующих защитную функцию.
- Магнитный контактор. Двухпозиционный аппарат для частых выключений и включений при нормальных режимах силовых цепей.
- Промежуточное реле. Это маломощный МК, увеличивающий в слаботочных цепях число контактов. Он рассчитан на огромное количество коммутаций.
Разные заводы-производители выпускают различные типы МК, которые отличаются конструктивными особенностями и назначением. Торговые марки определяют свой тип электромагнитным устройствам. Популярные модульные контакторы выпускаются фирмой АВВ для автоматизации оборудования зданий. В силовых цепях и цепях управления контакторы серии МТ и МF, распространены небольшие устройства для дистанционного управления КМЭ.
В больничных, офисных, промышленных, а также в жилых помещениях часто эксплуатируются модульные контакторы серии КМ.
Каждая фирма-производитель пользуется своей структурой обозначения приборов. Единства в маркировке МК нет, хотя между собой они не много похожи.
К примеру, прибор фирмы IEK (КМ хх х х АС/DC, где х — число) КМ20-20 АС:
- КМ – контактор модульный.
- 20 – номинальный ток.
- 2 замыкающихся контактов.
- 0 размыкающихся контактов.
- АС – род тока катушки.
Пример маркировки МК переменного тока серии КТ
Плюсы и минусы модульных контакторов
МК способны решить широкий спектр задач. Они удобны и быстрые в монтаже. А установленные схемы управления с помощью МК занимают мало места в распределительном щитке. Этот положительный момент обусловлен компактным конструктивным исполнением модульных электрических аппаратов. А благодаря их бесшумности, комфорт в помещении не будет нарушен, если аппарат установить прямо в квартирном щитке.
Также модульные контакторы имеют хорошую электробезопасность (2 класса), это говорит о безопасности для малоквалифицированных пользователей и профессионалов. Плюсом является ещё то, что МК можно подключать к любой сети и эксплуатировать при больших мощностях.
В основном модульные контакторы в день могут выполнять до 100 коммутационных операций, это явление можно отнести к недостаткам этих приборов.
Силовые контакторы
Контакторами называют аппараты, предназначенные для замыкания и размыкания электрических цепей. В зависимости от типа привода их подразделяют на электропневматические, электромагнитные и кулачковые. Кроме главных контактов, контакторы могут иметь блок-контакты, предназначенные для переключений в цепях управления и сигнализации. Контакты, разомкнутые при недействующем приводе, называют замыкающими, а замкнутые — размыкающими.
Элекропневматические контакторы применяют для переключений в силовых цепях и в зависимости от выполняемой работы называют линейными, мостовыми, переходными и ослабления возбуждения на электропоезде ЭР2; линейными, тормозными, линейно-тормозными и ослабления возбуждения на электропоезде ЭР2Р.
Электропневматические контакторы выполняют одинарными и сдвоенными. Назначение их одинаково. Отличие заключается в том, что сдвоенные контакторы имеют двойной разрыв дуги. На электропоезде ЭР2 устанавливают электропневматические контакторы ПК-350В (в качестве мостовых) и ПК-306Т (в качестве линейных, переходных, для ослабления возбуждения).
На электропоезде ЭР2Р применяют однополюсные контакторы ПКУ-1 (в качестве линейно-тормозных и для ослабления возбуждения) и двухполюсные ПКУ-2 (в качестве линейных и тормозных).
Рис. 85. Электропневматический контактор ПК-350В: 1 – стержень; 2 – нижний кронштейн; 3, 15 – валики; 4 – зажим для силового кабеля; 5 – контактный рычаг; 6 – шунт; 7 – неподвижный контакт; 8 – верхний кронштейн; 9 – дугогасительная катушка; 10 – полюс; 11, 13 – дугогасительные рога; 12 – дугогасительная камера; 14 – подвижной контакт; 16 – притирающая пружина; 17 – изоляционная тяга; 18 – шток; 19 – поршень; 20 – цилиндр; 21 – отключающая пружина
Контактор ПК-350В (рис. 85) состоит из металлического прямоугольного изолированного стержня 1, верхнего 8 и нижнего 2 кронштейнов, пневматического привода, дугогасительной камеры 12 и блокировочного устройства.
Верхний кронштейн 8 представляет собой сложную латунную деталь, отлитую совместно с дугогасительным рогом 11, на котором укреплены неподвижный контакт 7 и дугогасительная катушка 9. Кронштейн надевают на изолированный стержень 1 и крепят к нему двумя винтами. Между кронштейном и стержнем проложена прокладка, которая защищает изоляцию стержня от повреждения винтами. Для предотвращения отворачивания винтов на их головки надевают запорные шайбы, которые крепят болтиками.
Дугогасительная катушка 9 представляет собой электромагнит, предназначенный для создания магнитного поля, необходимого для гашения дуги при размыкании контактора под током.
Нижний кронштейн 2 отлит из латуни, имеет две консоли. Правая (длинная консоль) имеет валик для установки дугогасительной камеры, а левая (короткая) шарнирно соединена с контактным рычагом 5. Правая консоль в средней части имеет две стенки, между которыми проходят детали подвижного контакта 14. Контактный рычаг — это фасонная латунная отливка с тремя концами. Один конец представляет собой вилку, которая свободно обхватывает стержень контактора и шарнирно соединена с кронштейном. На другом конце расположены притирающая пружина 16 и держатель подвижного контакта, который закреплен шарнирно. Нижний конец (третий) служит для шарнирного соединения рычага с тягой пневматического привода.
Рис. 86. Схема притирания контактов: 1 – подвижной контакт; 2 – неподвижный контакт; 3 – держатель; 4 – притирающая пружина; 5 – рычаг: а – угол поворота подвижного контакта; А, Б – точки соприкосновения контактов
Медный шунт 6, расположенный в подвижном узле, соединяет держатель подвижного контакта с кронштейном и служит для предохранения шарнирных соединений от нагревания. Притирающую пружину устанавливают с предварительным сжатием, она осуществляет притирание контактов и создает их начальное нажатие.
Пневматический привод контактора выполнен из литого чугунного цилиндра 20 с приливом, служащим для крепления к стойке. В цилиндре размещают поршень 19, на который действует сверху сильная отключающая пружина 21. Шток 18 поршня выходит вверх, где соединен с нижним концом изоляционной тяги 17. Уплотнение поршня представляет собой кожаную манжету, плотность прилегания которой к стенкам обеспечивается постановкой пружинных металлических звездообразных шайб. К цилиндру прикреплен вентиль, через который подают воздух в цилиндр и выпускают его при выключении контактора.
Изоляционная тяга 17 передает усилия от штока 18 поршня цилиндра на контактный рычаг 5 при включении или выключении контактора, а также изолирует токоведущие части подвижного контакта 14 от цилиндра 20.
Изоляционная тяга — это цилиндрический стержень, изготовленный из прессованного волокнита и запрессованных в него двух стальных наконечников. Верхний наконечник выполнен в виде крюка, а нижний — в виде гайки. Верхний наконечник сцепляется с осью контактного рычага, нижний навертывается своей резьбой на конец штока поршня до упора в направляющую скобу.
На поршень при включении контактора действует сила около 800 Н. Но этой силе противодействует сила пружины, которая увеличивается по мере сжатия. Если вначале она составляет 130—140 Н, то к моменту, когда поршень находится в верхнем крайнем положении и пружина максимально сжата, — уже 300 — 320 Н. Таким образом, сила, действующая на поршень, составит примерно 500 Н.
Однако на главные контакты будет действовать меньшая сила из-за действия притирающей пружины и конечное нажатие силовых контактов составит 380—400 Н.
Дугогасительную камеру применяют трехщелевого типа. Она представляет собой коробку, собранную из асбоцементных листов. Камера внутри разделена на три параллельные щели двумя продольными перегородками. Снаружи к камере прикреплены два стальных листа, играющих роль полюсных наконечников для сердечника дугогасительной системы. Поверх этих листов наложено наружное текстолитовое покрытие камер. В нижней части камеры укреплен нижний дугогасительный рог контактора. Он имеет внизу шарнирный крюк и контактный выступ. При установке камеры на контактор шарнирный крюк надевают на валик длинной консоли нижнего кронштейна, затем камеру поворачивают так, чтобы контактный выступ рога плотно вошел в контактную скобу, укрепленную на той же консоли. Верхнюю часть камеры крепят к рогу верхнего кронштейна скобой и винтом.
Блокировочное устройство связано с подвижной системой контактора и состоит из подвижного рычага с блокировочными контактами (медными пластинами, укрепленными на изоляционной колодке) и неподвижного кронштейна с комплектом контактных пальцев, смонтированных на другой изоляционной (фибровой) колодке. Блок-контакты служат для создания определенной последовательности работы электрических аппаратов.
Для включения контактора возбуждают катушку вентиля, в результате чего сжатый воздух подается в нижнюю часть цилиндра и вызывает движение поршня вверх, при этом выключающая пружина сжимается. Шток поршня через изоляционную тягу вызывает движение контактного рычага подвижного контакта до замыкания с неподвижным контактом. Замыкание контактов осуществляется следующим образом: сначала соединяются вспомогательные поверхности, затем благодаря дополнительному сжатию притирающей пружины подвижной контакт перекатывается по неподвижному с небольшим скольжением, обеспечивающим зачистку контактных поверхностей, и, наконец, происходит полное соприкосновение основных поверхностей контактов (рис. 86).
При выключении контактора воздух через вентиль выпускается из цилиндра. Под воздействием выключающей пружины поршень идет вниз и посредством изоляционной тяги вызывает размыкание контактов. Контакты размыкаются не сразу. Вначале под воздействием притирающей пружины происходит обратное перекатывание подвижного контакта по неподвижному и контакты соприкасаются только в зоне вспомогательных поверхностей. Затем подвижной контакт отходит от неподвижного. При этом между контактами возникает электрическая дуга. Проходящий по дугогасительной катушке ток создает магнитный поток, пронизывающий пространство дугогасительной камеры. Взаимодействие тока, проходящего по дуге, с магнитным потоком вызывает выбрасывание дуги в камеру. При этом дуга переходит на дугогасительные рога, в камере разделяется перегородками, охлаждается о стенки и гаснет.
Контактор ПК-306Т состоит из двух самостоятельных контакторов, имеющих общий пневматический привод. Устройство каждого контактора аналогично устройству контактора ПК-350В. Пневматический привод также аналогичен пневматическому приводу контактора ПК-350В. Только внутренний диаметр цилиндра выполнен большим для того, чтобы увеличить силу, действующую на шток, так как эта сила должна обеспечить включение двух контакторов. Ход поршня в цилиндре ограничен упором, поэтому конечное нажатие контактов равно усилию притирающей пружины (42—50 Н (4,2—5,0 кгс). Кроме того, шток поршня у сдвоенного контактора соединен с металлической планкой, на которой смонтированы две изоляционные тяги, в результате чего обеспечивается одновременное включение и выключение контакторов.
Технические данные контакторов
Тип контактора……………………… ПК-350В ПК-306Т Номинальное напряжение, кВ…………… 3 3 Продолжительный ток, А………………. 250 250 Ход поршня, мм……………………… 24,5 25,5 Диаметр поршня, мм………………….. 45 58 Ширина контактов, мм………………… 20 20 Раствор » «……………………… 21—24 21—24 Число витков дугогасительной катушки …. 7,75 7,75
Контактор ПКУ-1 (рис. 87) имеет пластмассовую изоляционную стойку 2, на которой укреплены кронштейн 10 с неподвижными контактами 12 и пневматический привод 1. На кронштейне установлены дугогасительная катушка 13 с сердечником, верхний дугогасительный рог и два неподвижных контакта: главный 12 и дугогасительный 9, изолированные друг от друга.
Рис. 87. Электропневматический контактор ПКУ-1: 1 – пневматический привод; 2 – пластмассовая изоляционная стойка; 3 – пластмассовый изолятор; 4, 14 – дугогасительные рога; 5, 11 – силовые выводы; 6 – шунт; 7 – притирающая пружина’; 8 – подвижной главный контакт; 9 – дугогасительный контакт; 10 – кронштейн; 12 – неподвижный главный контакт; 13 – дугогасительная катушка с сердечником; 15 – дугогасительная камера; 16 – кронштейн; 17 – блокировочный контактор; 18 – кулачок механизма включения блокировочного контактора; 19 – электропневматический вентиль
Пневматический привод 1 состоит из цилиндра, внутри которого помещены поршень со штоком и отключающая пружина. Устройство его подобно устройству пневматического привода контактора ПК-350В. Управляет работой привода электропневматический вентиль.
Верхний конец штока цилиндра соединен с пластмассовым изолятором 3, на котором крепят систему подвижных контактов. Она имеет нижний дугогасительный рог, подвижной главный контакт 8, подвижной дугогасительный контакт и притирающую пружину 7. Подвижные контакты установлены на держателе. Силовые выводы 5,11 расположены с задней стороны пластмассовой стойки: один — на кронштейне неподвижных контактов, а другой соединен с системой подвижных контактов гибким медным шунтом 6.
Рис, 88. Схемы, поясняющие принцип действия контактора ПКУ-1: а – включение; б – включено; в – отключение: г – отключено; 1 – неподвижный контакт; 2 – дугогасительная катушка; 3 – дугогасительные контакты; 4 – притирающая пружина; 5 – держатель подвижного контакта; 6 – валик; 7 – шунт; 8 – силовые выводы
Дугогасительная камера 15 контактора выполнена лабиринтно-щелевого типа с параллельными лучами. Она состоит из двух стенок, изготовленных из кремнийорганической массы или асбоцемента, и двух впрессованных в эти стенки стальных полюсов. Камеру верхней частью подвешивают на полуосях, ввернутых в сердечник дугогасительной катушки, а внизу она опирается на кронштейн, укрепленный к цилиндру, и закрепляется пружинным замком, В качестве блокировочного контактора установлен кулачковый контактор КР-П, подвижные контакты которого соединены со штоком цилиндра.
Принцип действия контактора ПКУ-1 следующий (рис. 88). При возбуждении катушки вентиля сжатый воздух поступает в пневматический цилиндр, вызывая движение поршня вверх. Система подвижных контактов также движется вверх. Вначале замыкаются дугогасительные контакты 3 (рис. 88, а), подключая при этом дугогасительную катушку 2. При дальнейшем движении подвижной системы вверх происходит замыкание главных контактов и их притирание (рис. 88, б), а также поворот держателя 5 подвижных контактов вокруг шарнира, в результате чего дугогасительные контакты 3 размыкаются и дугогасительная катушка 2 отключается. На этом процесс включения заканчивается. Цепь прохождения тока через контактор: подводящий кабель — медный- шунт — держатель — подвижной главный контакт— неподвижный главный контакт — кронштейн — отводящий кабель.
При выключении контактора воздух через вентиль выпускают из цилиндра. Под воздействием выключающей пружины поршень и связанная с ним подвижная система идут вниз. До размыкания главных контактов происходит поворот держателя подвижных контактов, вследствие чего дугогасительные контакты замыкаются, подключая дугогасительную катушку (рис. 88, в). Затем происходит размыкание без тока главных контактов, после чего начинается отход подвижного дугогасительного контакта от неподвижного (рис. 88, г). Цепь прохождения тока в данном случае такова: подводящий кабель — медный шунт — держатель — подвижной дугогасительный контакт — неподвижный дугогасительный контакт — дугогасительная катушка — кронштейн — отводящий кабель. Возникающая между дугогасительными контактами электрическая дуга переходит на дугогасительные рога. В камере она удлиниется, охлаждается и гаснет. Дугогасительная катушка включается только на время гашения дуги. Нормально при включенном контакторе она обесточена.
Контактор ПКУ-2 состоит из двух самостоятельных контакторов, соединенных последовательно и имеющих общий пневматический привод. Устройство каждого контактора аналогично устройству контактора ПКУ-1.
Технические данные контакторов ПКУ-1 и ПКУ-2
Номинальное напряжение, кВ…………….. 3 Продолжительный ток, А………………… 250 Раствор контактов, мм: главных………………………….. 29 дугогасительных…………………… 21 Рабочее давление воздуха, МПа (кгс/см2) … 0,5 (5) Нажатие главных контактов, Н (кгс) …….. 170—230 (17—23) Число витков дугогасительной катушки …… 9
Электромагнитные контакторы применяют для включения вспомогательных машин, отопления и передачи напряжения на прицепной вагон (головной). Они имеют электромагнитный привод, что дает возможность включать их при отсутствии сжатого воздуха на электропоезде. Поскольку ток вспомогательных высоковольтных цепей невелик и не создает нагрева контактов при небольшом их нажатии, электромагнитный привод вполне удовлетворяет условиям работы контактора.
Электромагнитный контактор КМВ-104 состоит из изоляционной пластмассовой панели 8 (рис. 89, а) с прикрепленными к ней деталями. В верхней части расположена высоковольтная часть, в нижней — низковольтная. Высоковольтная часть имеет кронштейн 4, отлитый совместно с дугогасительным рогом, на котором установлен неподвижный силовой контакт.
Рис. 89. Контакторы КМВ-104 (а) и КЭ-4Д (б): 1 -дугогасительная камера; 2 – полюсы; 3 – изоляционная стойка; 4 – кронштейн; 5 – изолятор якоря; 6 – блокировочное устройство; 7 – отключающая пружина; 8 – изоляционная панель; 9 – магнитопровод; 10 – включающая катушка; 11 – включающая пружина; 12 – ролик; 13 – рычаг; 14 – притирающая пружина; 15, 25 — оси; 16, 20 – держатели; 17 – подвижной контакт; 18 – шунт; 19 – неподвижный контакт; 21 – изолятор; 22 – кронштейн; 23, 24 – направляющие пружины
К якорю электромагнитного привода крепят пластмассовый изолятор 5 с подвижной системой, имеющей подвижной силовой контакт. Контактор снабжен системой дугогашения, установленной на изоляционных стойках 3. В нее входят постоянный магнит и два полюса 2, скрепленных заклепкой, а также дугогасительные рога и дугогасительная лабиринтощёлевая камера 1, выполненная из кремнийорганической массы.
Электромагнитный привод представляет собой Г-образный магнитопровод, на сердечнике которого установлена включающая катушка 10, и якорь с отключающей пружиной 7. Кроме силовых, контактор имеет блокировочные контакты, установленные на конце якоря подвижной системы. Так как дугогасительная система включает в себя постоянный магнит, необходимо соблюдать полярность при присоединении силовых проводов. При неправильном присоединении дуга при расхождении контактов будет отклоняться не в дугогасительную камеру, а на токоведущие части контактора, что может привести к его порче. Северный полюс постоянного магнита находится с правой стороны контактора, если смотреть на контактор со стороны зажима » + «. Зажим «+» находится у подвижного контакта, зажим «—» — у неподвижного.
Катушка электромагнита рассчитана на напряжение 50В на электропоезде ЭР2 и 100 В — на ЭР2Р. При включении магнитный поток катушки притягивает якорь, который замыкает контакты, сжимая притирающую и отключающую пружины. На якоре укреплена прокладка из немагнитного материала для предотвращения прилипания его к сердечнику электромагнита. Для выключения контактора разрывают цепь питания катушки электромагнита. Тогда под воздействием отключающей пружины якорь отпадает от сердечника электромагнита и размыкает контакты. Магнитный поток постоянного магнита при взаимодействии с магнитным потоком дуги выбросит ее вверх в дугогасительную камеру, там она растянется и погаснет.
Контактор КМ В-105 отличается от контактора КМВ-104 наличием дугогасительной катушки вместо постоянного магнита в системе дугогашения. Контакторы КМВ-104 в схеме электропоезда ЭР2 имеют обозначение МК1 — МК6, а в схеме электропоезда ЭР2Р — КО1, КО3; контакторы КМВ-105 в схеме электропоезда ЭР2Р имеют обозначения КП, ПКП, ОВ.
Технические данные контакторов КМВ-104 и КМВ-105
Номинальное напряжение, кВ …….. 3 Номинальный отключаемый ток, А….. 250 Раствор силовых контактов, мм…… 21—24 Нажатие » » Н (кгс)…………. 10—12 (1—1,2)
Кулачковый контактор КЭ-4Д применяют в качестве силового без дугогашения (рис. 89, б). Устанавливают такие контакторы в реостатном контроллере и в реверсоре (на электропоезде ЭР2), в реостатном контроллере и в реверсивно-тормозном переключателе (на электропоезде ЭР2Р).
Контактор имеет пластмассовый изолятор, который привинчивают болтом к рейке группового аппарата. На этом изоляторе устанавливают кронштейн и латунный держатель с закрепленным на нем неподвижным контактом. На оси кронштейна крепят рычаг, который является подвижной частью контактора. На оси рычага монтируют латунный держатель,на котором закреплен подвижной контакт с гибким шунтом. Между кронштейном и рычагом на специальных цилиндрических направляющих установлена включающая пружина, а между держателем и рычагом — притирающая пружина. В рычаге на игольчатом подшипнике укреплен ролик, который при набегании на выступ кулачковой шайбы поворачивает рычаг вокруг его оси. Включающая пружина при этом сжимается, а контакты под действием притирающей пружины сначала перекатываются, а затем, когда держатель упрется в рычаг, размыкаются.
При сбегании ролика контактора с выступа кулачковой шайбы рычаг под действием включающей пружины поворачивается вокруг оси до упора на изоляторе. В процессе поворота подвижной и неподвижный контакты замыкаются, а затем под действием притирающей пружины перекатываются и притираются.
Кулачковый контактор КР-9А применяют в качестве силового и устанавливают в реостатном контроллере электропоезда ЭР2Р. По конструкции он аналогичен контактору КЭ-4Д и отличается от него наличием дугогасительной системы. Эта система состоит из сердечника, двух полюсов, дугогасительной камеры и дугогасительной катушки,включенной последовательно с неподвижным контактом. Крепят дугогасительную систему на изоляторе контактора двумя текстолитовыми планками.
Раздел: Аппараты электрических цепей напряжением выше 1000 В | |
Основная публикация:
Электропоезда серии ЭР2 и ЭР2Р |
Публикации в этом разделе:
|
Электропоезда ЭР2 и ЭР2Р 9.70 MB 147 downloadsЭлектропоезда ЭР2 и ЭР2Р … |
Количество просмотров: 32