- Люминесцентная краска, виды и свойства
- Состав светящейся краски, принцип работы
- Изготовление светящейся краски своими руками из люминофора
- Как изготовить люминофор своими руками?
- Флуоресцентная краска
- Где можно использовать светящиеся краски?
- Основные советы по нанесению светящихся красок
- Заключение
- Исследовательская работа на тему «Приготовление экологически чистых красок в домашних условиях»
Люминесцентная краска, виды и свойства
Люминесцентная краска делится на две группы: цветная и бесцветная:
- Цветная эмаль. Ночью светится, а днем выглядит, как простая краска. В ее состав входит люминофор и колер.
- Бесцветный лак. Окрашенная поверхность бесцветным или полупрозрачным лаком в дневное время почти незаметна, а в темноте светится желтым или голубым оттенком. Наносится сверху любого рисунка.
Люминесцентная краска имеет разные эксплуатационные характеристики благодаря своей основе и делится на несколько видов, это:
- Водоэмульсионные краски. Такой состав используют в помещениях с повышенной влажностью (ванная комната, бассейн и т. д.) Покрасив комнату водостойкой краской, на поверхности создается водонепроницаемая пленка.
- Акриловые эмульсии. Достоинства водно-дисперсных эмульсий: быстро сохнут и безопасны для здоровья человека.
- Термостойкие составы. Используют для окрашивания стеклянных, керамических и металлических поверхностей. Покрытые поверхности термостойкими составами выдерживают температуру до + 500 градусов.
- Полиуретаново-минеральные эмали. Предназначены для пластиковых изделий, обладают повышенной адгезией.
Салатово — жёлтый пигмент днем выглядит бледным, а в темноте имеет самое яркое свечение из всех оттенков.
Состав светящейся краски, принцип работы
Светящаяся краска состоит из лака и люминесцентного пигмента (люминофора). Принцип ее работы прост: люминофор, накопив свет днем из внешних источников, начинает отдавать его ночью, придавая любой окрашенной поверхности яркое свечение. В зависимости от насыщенности краски люминофором зависит, насколько ярким будет свечение, чем больше его концентрация, тем предмет ярче светит. Чтобы накопить энергию, достаточно 20 минут, поверхность будет светиться до 8 часов.
В отличие от люминофорных эмалей, которые заряжаются от любого освещения, флуоресцентные работают только от ультрафиолетовых лучей или для их зарядки приобретаются специальные лампы. Краска, светящаяся в темноте с содержанием люминофора, не токсична, не огнеопасна и полностью безопасна для человека, ее срок службы составляет 30 лет. Фосфоресцентные составы содержат фосфор и работают по такому же принципу, но их используют редко и применяют только для оформления наружных помещений, так как фосфор опасен для здоровья.
Изготовление светящейся краски своими руками из люминофора
Для создания краски своими руками с эффектом свечения понадобится стеклянная или керамическая емкость, лак, растворитель для лака, люминофор. Чтобы эмаль хорошо держалась, выбирают лак, который соответствует вашей поверхности. Люминофор приобретают в магазинах для художников или интернете. Светлые оттенки порошка стоят дешевле, это белый, салатовый, голубой, розовый. Яркие, насыщенные цвета более дорогие, это красный, зеленый, синий. Несмотря на то что стоимость люминофора довольно большая для поверхности до 8 кв. м. достаточно 100 гр. порошка. Для изготовления прозрачной эмали необходимо:
- В емкость налить 70% лака добавив люминофор 30%;
- В готовую массу добавить до 1% растворителя, так люминофор лучше распределится;
- Все тщательно перемешать, чтобы получилось однородное вещество;
- При добавлении в массу колера на поверхности появится оттенок.
Приготовленная эмаль хранится и используется таким же образом, как лак, на основе которой она была изготовлена.
Как изготовить люминофор своими руками?
Может оказаться, что приобрести в магазине готовый люминофор намного дешевле, чем изготовить его самостоятельно. Поэтому следует определиться, какой объем эмали вам необходим. Если вы решили сделать его своими руками, то для приготовления люминофора понадобятся хвойный раствор, борная кислота и жароустойчивая емкость.
- В соотношении 1 : 50 хвойный раствор разбавляется с водой. Концентрация хвойного экстракта влияет на яркость и интенсивность свечения, поэтому для получения необходимого эффекта это соотношение меняют.
- 3 грамма борной кислоты насыпают в жароустойчивую емкость, добавляют 10 капель готового хвойного раствора и тщательно перемешивают.
- Затем смесь выравнивают по дну емкости толщиной до 4 мм и ставят сушить на плиту.
- Появляющиеся на поверхности пузыри следует протыкать до тех пор, пока смесь полностью не расплавится.
- После этого смесь полностью остывает, образуя корочку.
- Корочку растирают в порошок, получается люминофор.
Проще приобрести готовую эмаль в магазине, чем проводить долгие эксперименты, изготавливая своими руками люминофор, добиваясь нужного цвета и насыщенности свечения.
Флуоресцентная краска
Флуоресцентная краска состоит из прозрачного акрилового лака и порошкообразного красителя-пигмента. Ее еще называют невидимой или ультрафиолетовой, так как проявляется она только под влиянием ультрафиолета. Флуоресцентный пигмент изготовлен на основе термопластичных смол, поэтому не токсичен и полностью безопасен для человека. Подходит для покраски любых поверхностей: стеклянных, керамических, деревянных, металлических. Ее можно использовать для цветов и растений, а также на коже человека. Состав практически не впитывается в кожу и часто применяется в одном из направлений боди-арта. Единственный ее недостаток – плохо смывается.
Где можно использовать светящиеся краски?
Подходит для обоев, штукатурки, стекла и керамики, для металлических и пластиковых поверхностей. Она теплоустойчива, не боится заморозков, ее используют для внутренней и наружной отделки, это:
- Стены, потолки и пол (звездное небо, картины, узоры, граффити).
- Иногда окрашивают различные элементы интерьера: мебель, оконные рамы, двери, шкафы.
- Дорожные знаки и ограждения.
- Рекламные вывески.
- Украшают театральные декораций.
- Создают грим и маникюр со светящимся эффектом (боди-арт).
- Велосипеды, мотоциклы и автомобили.
- В ландшафтном дизайне (заборы, калитки и т. д.).
Основные советы по нанесению светящихся красок
При работе со светящимися красками, следует придерживаться некоторых рекомендаций:
- Фосфор опасен для здоровья, поэтому помещение, в котором проходит покраска фосфорным составом должно хорошо проветриваться.
- При попадании паров в дыхательные пути, следует обратиться к врачу.
- Необходимо соблюдать меры безопасности и работать только в перчатках, защитных очках и респираторе.
- Чтобы слой эмали лег ровно, поверхность, на которую ее наносят, должна быть гладкой и сухой.
- Иногда на дне банки с краской появляется осадок из люминофора, поэтому начиная работу, краску тщательно перемешивают.
- Нанеся на поверхность первый слой, следует выждать 1,5 часа и только потом наносить второй слой краски.
- Придать изделию более яркое свечение поможет предварительно нанесенный на него белый грунт, так как темная поверхность будет поглощать излучаемую энергию.
Заключение
Соблюдая простой процесс изготовления и определенные пропорции, светящуюся краску можно изготовить в домашних условиях своими руками.
Исследовательская работа на тему «Приготовление экологически чистых красок в домашних условиях»
Введение
Я очень люблю рисовать разными красками. Эти краски можно купить в любом магазине. Но ведь раньше магазинов не было, а художники рисовали удивительные картины. В те далёкие времена, не было заводов по производству красок, и, наверное, их делали вручную. Даже сейчас многие красят яйца натуральными продуктами, луковичной шелухой. Мне стало интересно, из чего раньше изготавливали краски. Возможно ли их сделать в домашних условиях.
Изучив состав красок, пришла к выводу, что в настоящее время краски делают из химических элементов. А химические элементы очень вредны. В древние времена не было химических элементов и материалы для красок брали из природы. Эти краски были экологически чистыми. Нас заинтересовал вопрос, возможно ли изготовить экологически чистые краски в домашних условиях?
Цель: приготовление экологически чистых красок.
Объект: краски
Предмет: возможность изготовления красок в домашних условиях
Гипотеза: предположим, что в домашних условиях можно приготовить краски и нарисовать ими рисунок
Задачи исследования:
-
Изучить историю красок и их состав.
-
Провести эксперименты и сравнить полученные краски
-
Выявить преимущества и недостатки экологически чистых красок.
Методы исследования:
— опрос;
— наблюдение и сравнение;
— анализ полученных данных.
Глава 1. Обзор литературы.
1.1. История возникновения красок
История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. Древние
художники за много десятков тысяч лет до нас рисовали на стенах пещер, на
скалах и даже на собственной коже! Пещерные жители обычно рисовали то,
что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями.
Наиболее ранние образцы хорошо сохранившихся доисторических красок, датированные XVI тысячелетием до н. э., обнаружены в пещерах Южной Франции (Ласко, Нио), Испании (Альтамира) и Южной Африки. Это были чистые масляные краски, изготовленные из смеси животного жира и природных пигментов, таких как охра, марганцевая руда, оксид железа и мел.
Самой первой краской была глина: красная, белая, жёлтая и голубая. С древнейших времен и вплоть до 19 века краской могло стать все, что дарит мир природы — земли и минералы, травы и плоды растений, насекомые и животные.
Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из красной и жёлтой глины, тонко её растерев, можно получить красный и жёлтый краситель, или, как говорят художники, пигмент. Пигмент чёрный даёт уголь, белый — мел, лазорево – голубой или зелёный даёт малахит и лазурит. Зелёный пигмент дают и окиси металлов. Первая синяя краска из лазурита продавалась 1кг за 600 франков. Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. До нашего времени сохранилась псковская икона Дмитрия Солунского. Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская.
Отвар луковой шелухи, оболочка грецких орехов, кора дуба давали коричневую краску. Кора барбариса и ольхи, молочайные растения — жёлтую, а красную краску получали из некоторых ягод. Различные способы приготовления красок передавались из поколения в поколение, от художника к художнику. Практически у каждого мастера были свои «секреты». В старинных рукописных списках были найдены интересные и необычные рецепты русских художников. Для стойкости и пластичности в краску добавляли яйца и молочный белок — казеин. Живописцы отмачивали мелко измельчённый лазурит в кислых щах на протяжении 2-4 дней. Краска, приготовленная таким образом становилась ещё более стойкой и насыщенной. Иногда для получения золотого цвета смешивали шафран и желчь щуки. Примерно до середины восемнадцатого века, художникам было достаточно сложно найти нужную краску и подготовить её к использованию, чтобы получить жёлтый цвет краски, смешивали порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить больше суток, при воздействии с воздухом они окислялись и быстро твердели. Работать с такими красками было достаточно сложно ещё и потому, что некоторые (чаще всего тёмные) оттенки высыхали дольше, чем оттенки с большим содержанием охры(более светлые и жёлтые).
У многих мастеров были помощники, специально для того, чтобы размешивать краску. В основном, красители получали путём перемалывания и измельчения в порошок различных минералов. Причём, чаще всего в ручную. Изготовить действительно яркую и стойкую краску было очень дорого. Например, ультрамарин (ярко синюю краску) получали из ляписа, который привести можно было только из Ирана и Афганистана. Этот минерал стоил дорого, поэтому использовался редко. Художники пользовались ультрамарином только тогда, когда заказчик соглашался заплатить за краску заранее. Пурпурную краску добывали из раковин средиземноморских улиток. Чтобы получить 1 грамм краски требовалось около десяти тысяч раковин! По причине такой дороговизны пурпурный цвет считается цветом роскоши, царственности и богатства. До девятнадцатого века даже использовались краски, которые были очень вредны для здоровья. В 1870 году был произведён анализ влияния красок на здоровье человека. Ядовитыми оказались краски, в состав которых входит свинец и мышьяк. Выяснилось, что очень красивая и яркая краска (изумрудно — зелёная) является смертельно — опасной, т.к. в её состав входит уксус, окись меди и мышьяк. В древности, украшенная красками ткань являлась признаком богатства и такую роскошь могли обеспечить себе очень обеспеченные люди. Теперь, краски стали частью повседневной жизни. Их проще достать и делать наш мир более ярким.
В России историю красок изучают по иконам. Во времена Андрея Рублёва в распоряжении художников имелось всего 30-40 наименований красок и многие из них были близки по химическому составу и цвету. На протяжении всей истории красок менялись связующие вещества. Сами же красящие вещества (пигменты) на протяжении веков использовались практически одни и те же.
1.2.Виды красок
Гуашь – краски, состоящие из тонко растёртых пигментов с водно – клеевым связующим и примесью белил. Обладает хорошим кроющим свойством. Благодаря этому можно наносить один цвет на другой. Обычно употребляется для живописи по бумаге, картону, полотну, шёлку, кости. Возникла как разновидность акварели, когда для достижения плотности красочного слоя к водяным краскам начали примешивать белила. Подобно темпере гуашь наносится ровным плотным непрозрачным слоем.
С эпохи Возрождения гуашью подсвечивали рисунки, исполняли эскизы для живописных произведений, выполняя портретные миниатюры. В России техника гуаши достигла высокого развития в начале 19 века, ею виртуозно владел Ф.П. Толстой, создавший в ней близкие «обманки» иллюзорные изображения цветов и фруктов. Гуашью выполняют оригиналы плакатов, эскизы декораций, оформительские работы.
Акварель — краски, разводимые водой, а также живопись этими красками. Отличительная особенность акварели – прозрачность красок, наносимых, как правило, на светлую основу(бумага, реже картон, шёлк, слоновая кость), плавность цветовых и тональных переходов. Живопись акварелью бывает многослойная и в один приём; она может выполнятся по — сухому и по — мокрому, когда бумага увлажняется. Для получения специальных эффектов в акварель вводят воск, эфирные разбавители и др.вещества.
Живопись водяными красками на растительном клее была известна уже в Древнем Египте во 2 в. До н.э. Чистая акварель распространилась в Европе с начала 15 в. И до 17 в. Имела вспомогательное значение, однако, начиная с А. Дюрера, превратилась в самостоятельный вид искусства.
Миниатюра портретная, расцвет которой приходится в России на 2- ю пол. 19 в, выполнялась преимущественно акварелью и гуашью на кости.
Темпера – краски на натуральной основе, которые были известны уже в Древнем Египте. Темперные краски легко смешиваются, быстро высыхают. Прекрасно подходят для рисования на бумаге, картоне, дереве и даже холсте. Рисование такими красками даёт ребёнку почувствовать себя настоящим художником. Темперой называют краски, связующим которых служат эмульсии разных составов. В XV-XVI веках в Италии под словом «темпера» подразумевалось связующее вещество красок вообще и также клей животного и растительного происхождения.
Масляные краски — это густые пасты, сделанные путем растирания пигмента и связывающего вещества, в состав которого входит масло. От качества используемого вещества значительно зависит прочность и сохранность произведений изобразительного искусства.
1.3.Состав красок
Изучив виды красок, мы нашли их в магазинах и начали изучать состав (приложение 1). Рассмотрев все краски, пришли к выводу, что они состоят из пигмента и связующего вещества.
Пигменты — это тонкоизмельченные цветные порошкообразные материалы минерального или органического происхождения. Они не растворяются в воде, олифе, клеях и т. п., а находятся в них во взвешенном состоянии.
Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску-массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мед, яйцо, клей, воск. Чем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска. Густоту краски можно определить, если взглянуть, как растекается капля меда, яйца, на долгосохнущую каплю масла, которая даже не соединяется с водой, а при высыхании оставляет жирный след.
Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями. Мы предположили, изучив разные связующие, какие краски могут получится на их основе (приложение 2).
Клей входит в состав акварели и гуаши. Акварель легкая, полупрозрачная краска, которая требует разбавления водой. Само название говорит об этом.
Одна из древних живописных техник – темпера. Это краски, замешанные на яйце, иногда их называют «яичные краски». Более двух тысяч лет назад темперу получали, смешивая пигмент с яичным желтком, а восемьсот-пятьсот лет тому назад с яичным белком, к которому одновременно добавляли фиговый сок, мед или другие не известные нам вещества.
Была еще одна краска, очень стойкая, но рецепт ее приготовления утерян. Это энкаустика – краска, замешанная на воске. На рисунке 1 изображен Фаюмский портрет. Этой картине около двух тысяч лет, она найдена в могиле, мы видим выразительный и яркий взгляд.
В настоящее время не удалось приготовить краску на основе воска.
В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических элементов. Поэтому некоторые краски даже ядовиты, например, красная киноварь из ртути.
Именно поэтому мы решили приготовить краски в домашних условиях с использованием природных пигментов.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Приготовление красок и описание эксперимента
Для приготовления красок в домашних условиях необходимо иметь все составляющие, а именно: связующее и сырьё.
Проанализировав литературу, можно описать, как готовятся краски. Сначала ищут сырье. Это может быть уголь, мел, глина – любой природный материал. Сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка. Всё это можно сделать в домашних условиях. Затем сырьё нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.
Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я поняла, что смогу сделать некоторые краски сам.
Для проведения экспериментов мне надо было раздобыть природное сырьё и связующие вещества. В моем распоряжении оказались такие связующие, как клей, мёд, яйцо и вода. Один и тот же цвет могут давать разные виды сырья(Приложение 3). Но мы использовали морковь, свёклу, хну, мел, уголь, апельсин, кофе, клюкву, желток, голубику и черемшу. Я составила общий план для всех экспериментов.
План эксперимента
-
Очистить сырьё от посторонних примесей, либо измельчить его.
-
Измельчить сырьё в порошок, если это необходимо.
-
Просеять порошок, или выжать сок.
-
Смешать сырьё со связующим веществом.
2.2.Результаты экспериментов
Прежде чем приступить к смешиванию мы измельчили сырьё – это мел , уголь, остальное сырьё мы тёрли на тёрке и выжимали сок – свёкла, морковь и другие.
Каждый вид сырья я смешивала с водой, мёдом, клеем и яйцом, в результате получились разные по цвету и по консистенции краски (приложение 4).
Нами было произведено 44 смешивания, все эксперименты прошли успешно. Результаты приведены в таблице (приложение 5)
Полученные краски отличались по тягучести и качествам:
— смешивая жидкое сырьё мы увидели, что яркие цвета получаются при соединении с клеем, мёдом, и в редких случаях с водой( свёкла, клюква).
— при смешивании с сыпучим сырьём частички лучше соединялись с мёдом и водой, в случае с кофе частички соединились со всем связующими.
Мы подтвердили предположение о том, что от связующих зависит какой вид краски получается, на основе воды мы получили краску, похожую на акварель, из меда и клея – на гуашь, из яйца – на темперу.
Тяжелее всего набиралась на кисточку краска из яйца, так была очень вязкая, и плохо соединялась с сырьём.
После высыхания через день краска из клея плохо смачивалась, а на основе воды и сыпучего сырья засохла, и пришлось разбавлять заново.
После эксперимента мы решили посмотреть, можно ли нарисовать нашими природными красками рисунки, и вот, что у нас получилось. Краска из яйца и воды сохла дольше при рисовании на бумаге. Кроме того, мы выполнили рисунок на ткани на основе мёда, эта картина сохла дольше всего. После высыхания некоторые краски меняли цвет (клюква, голубика)
Полученные краски имеют преимущества и недостатки: экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета, но трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.
Итак, чтобы приготовить краску, нужно смешать пигмент (мел, уголь, глину, малахит, лазурит) со связующим веществом (масло, яйцо, вода)
Выводы
Теперь я знаю, из чего состоят краски. Приготовить некоторые краски можно в домашних условиях.
1. История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. Древние
художники за много десятков тысяч лет до нас рисовали на стенах пещер, на
скалах и даже на собственной коже! В качестве связующего вещества использовали яйца, масло, воду, воск. Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами.
2. В ходе экспериментов мне удалось получить краски разных цветов и оттенков, нарисовать рисунки на основе каждого связующего. Больше всего мне понравилось работать с мёдовыми красками, они легко наносились и давали насыщенные цвета. Кроме того, я опросила детей, и практически все хотели бы попробовать нарисовать рисунок красок на основе мёда. Наша гипотеза подтвердилась, мы получили краски в домашних условиях.
3. Полученные краски имеют как преимущества, так и недостатки: экологически чистые, бесплатные, имеют естественные, приятные цвета, но их приготовление занимает много времени, нет ярких цветов и их неудобно хранить. В ходе экспериментов мы выяснили, что краска из яйца испортилась уже через 6 дней и покрылась плесенью, самой стойкой оказалась краска на основе мёда, остальные краски высохли.
Моя работа может пригодится на уроках окружающего мира и изобразительного искусства.
Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях:
— обучающее занятие по изготовлению экологически чистых красок с учащимися других классов;
— более подробное изучение одного вида красок и использование разных техник рисования ею.
Список литературы
1.Алексеева В. В. Что такое искусство? – М.: Советский художник,1973.- 56 с.
2. Большая детская иллюстрированная энциклопедия. М.: Эгмонт Россия Лтд. 2005. – 135 с.
3.БРЭ: в 30 т/ отв. ред. С.Л. Кравец. Т.8. Григорьев – Динамика – М. : Большая Российская Энциклопедия, 2007.- 767 с
Приложение 3
Натуральные красители
Цвет
Красители
Белый
Сахарная пудра, молоко,
сливки, сметана, мел
Желтый
высушенная молотая лимонная цедра, морковная масса, куркума
Зеленый
Сок шпината, листья крапивы, черемша, зелень
Коричневый
Крепкий кофейный настой, крепкий чайный настой,
жженка (пережженый сахар), луковая шелуха, какао порошок
Красный и розовый
Сок: малины, клубники, клюквы,смородины, вишни, красных сиропов, варенья, свеклы, чай каркаде
Оранжевый
Сок апельсиновой цедры, сок мандариновой цедры,
сок облепихи
Синий
Черника, голубика
Приложение 5
Таблица результатов смешивания
Оранжевый
Жёлтый
Жёлтый
густая
густая
вязкая
жидкая
Свёкла
Фиолетовый
Светло- фиолетовый
густая
густая
вязкая
жидкая
Хна
Коричневый
Зелёный
Болотный
Бежёвый
сильно густая
густая
сильно густая
густая
Мел
Белый
Светло- бежевый
Белый
Белый
густая
густая
вязкая, не соединился с яйцом
жидкая
Уголь
Чёрный
Чёрный
Чёрный
Серый
густая
сильно густая
вязкая
Жидкая
Апельсин
Прозрачный
Светло -бежевый
Прозрачный
Прозрачный
вязкая
густая
жидкая
жидкая
Кофе
Коричневый
Бежевый
Бежевый
Коричневый
густая
сильно густая
вязкая
жидкая
Клюква
Сиреневый
Сиреневый
вязкая
густая
жидкая
жидкая
Желток
Бежевый
Жёлтый
светло-жёлтый
Светло- жёлтый
густая
густая
вязкая
жидкая
Голубика
Синий
Голубой
вязкая
густая
жидкая
жидкая
Черемша
Светло- зелёный
Зелёный
Светло- болотный
Светло –зелёный
вязкая
густая
вязкая
жидкая
Приложение 2
Соотнесение связующего с видом красок.
Название красок
Мёд
Яйцо
Вода
Клей
Акварель
+
+
Гуашь
+
+
+
Темпера
+
Приложение 1.